Эти ошибки могут свести на нет все усилия и попытки получить заказы. Проверьте, допускаете ли Вы типичные ошибки начинающих фрилансеров? Если проблемы есть, самое время их исправить. Советы из статьи подскажут, как это сделать.
Задача исполнителя – решить проблему клиента. Немногие заказчики могут объяснить, что им действительно нужно. Поэтому исполнитель должен помочь клиенту сформулировать задачу путем наводящих вопросов и уточнений. Для этого на каждую услугу необходимо заполнять бриф.
Например, если спросить клиента, какой сайт ему нужен, Вы не получите в ответ четкие требования. Клиент может не знать, какие сайты вообще существуют и какие функции можно на них сделать. Клиенту проще ответить на такие вопросы, как:
На этапе составления брифа важно задать клиенту вопросы, ответы на которые помогут разобраться, что действительно нужно заказчику и какой результат он хочет получить. Посмотрите брифы конкурентов и студий, и на их основе составьте свои брифы.
Часто процесс продажи занимает больше времени, чем само выполнение работы. Вы можете вести переговоры об отрисовке баннера полдня, а сделать работу за час. Это нормально. Не злитесь, когда клиент задает много вопросов и стремится все уточнить. Вы для него – новый человек, и заказчику важно убедиться, что Вы подходящий исполнитель.
Вы сами задаете продавцам тысячу вопросов, когда покупаете :-)
Если каждый клиент, который пишет Вам – делает заказ, значит, Вы или уникальный специалист, или слишком мало берете за свои услуги. На практике большинство клиентов, которые напишут Вам, ничего не закажут, и это нормально.
Посмотрите, сколько посетителей в торговых центрах реально что-то покупают? Далеко не все. Девушка может обойти 20 отделов, и сделать покупку только в одном. На фрилансе то же самое. Клиенты общаются с десятками исполнителей и делают выбор в пользу того, кто покажется им наилучшим кандидатом.
Отказы – это нормально.
Клиент подолгу не отвечает на письма, не может сформулировать мысли или ведет себя грубо. Но начинающий фрилансер соглашается начать работу. Это ошибка. Работайте только с теми людьми, которые Вам приятны и с которыми Вы уверены, что сможете наладить отношения. Не работайте с грубиянами и неадекватными заказчиками. Негативный опыт может надолго отбить желание заниматься фрилансом и значительно снизить Вашу мотивацию.
Вы пишете, что являетесь опытным веб-программистом, а на практике умеете устанавливать WordPress и подключать плагины, и более ничего. Вы пишете, что являетесь журналистом, а на деле не знаете особенностей жанров, не имеете опыта работы в СМИ и профильного образования. Вы вводите клиента в заблуждение относительно Вашего опыта и квалификации, желая получить заказ.
Даже если у Вас это получится, Вы не сможете выполнить работу и пополните ряды фрилансеров, которые исчезли в процессе выполнения проекта.
Объективно оценивайте Вашу квалификацию. Не бойтесь учиться новому. Участвуйте в конкурсах, чтобы оценить свой реальный уровень. Не бойтесь увидеть, что есть люди, которые намного выше в профессии. Тянитесь к их уровню, не замыкайтесь в себе.
Процессы – это действия, которые Вы выполняете для получения результата, за который платит клиент. Как правило, у начинающих фрилансеров процессы не отработаны, что вызывает множество проблем с качеством работы и организацией.
Для примера возьмем услугу по созданию баннера. Процесс ее оказания можно разбить на следующие этапы:
У многих ли начинающих фрилансеров есть четкая последовательность процессов, которые они выполняют для получения результата? Обычно отработанных процессов нет, что вызывает множество накладок.
Большинство клиентов попросят у Вас портфолио, и сделают свой выбор, опираясь на уровень его оформления. Да, да, именно оформления, а не уровень описанных в нем проектов! Красивая обертка творит чудеса, поэтому именитые бренды вкладывают много средств в качественный дизайн своих продуктов.
Неказистое портфолио – как грязная рубашка. Вас не выгонят с собеседования, но точно не возьмут на работу.
Не поленитесь красиво оформить свое портфолио. Если Вы не дизайнер, найдите подходящего специалиста в каталоге дизайнеров сервиса «Моя Услуга». За небольшую плату коллега оформит Вам портфолио, которое будет привлекать клиентов.
Многие начинающие фрилансеры пишут в своих резюме об отсутствии опыта работы вместо того, чтобы сделать акцент на сильных сторонах. Естественно, не нужно писать, что опыт есть, когда он отсутствует. Но и не нужно делать акцент на отсутствии опыта и том факте, что Вы – новичок.
Не бойтесь лишний раз напомнить о себе. Иногда заказчики не отвечают, потому что забыли или замотались. Если Вы не получили ответ на Ваше письмо, напишите повторно через 2-3 дня. Возможно, что во второй раз ответ получите. Однако не стоит быть излишне настойчивым и писать клиентам постоянно. Этим Вы добьетесь обратного эффекта.
Когда работаешь дома, тысячи дел отвлекают от выполнения проекта. Научитесь планировать рабочий день и контролировать свое время. Сделать это можно при помощи таск-трекеров. Это специальные программы, позволяющие ставить себе задачи и контролировать дедлайны.
Не отвлекайтесь во время работы и приучите близких не беспокоить, когда Вы занимаетесь проектами.
Надеюсь, что данная статья поможет Вам избежать типичных ошибок начинающих фрилансеров и быстро стать успешным специалистом в своем деле. Удачи Вам на фрилансе!
Позаимствовано здесь kadrof.ru