Как вызвать духа

Как вызвать духа

Идеальная компания во время самоизоляции — призрак. Дух точно не заразен, зато может рассказать что-нибудь интересное.  

 

На рубеже XIX–XX веков в России стало очень популярным увлечение альтер­натив­ными теори­ями, учениями, ритуалами и процедурами. В это время культурную жизнь определяли спириты, антропософы, теософы, тамплиеры и масоны, анархо-мистики, знахари, шаманы и травники, толкователи таро и так далее. 

Спиритизм (от лат. spiritus — «дух») — религиозно-философское течение, в основе которого лежит вера в реальность посмерт­ной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов — людей с особым даром. После того как весной 1848 года газеты написали о сестрах Кейт, Маргарет и Лиа Фокс из Нью-Йорка, кото­рым удалось вызвать духа, спиритизм стал невероятно популярен в США, а оттуда рас­простра­нился по Европе и России. Прак­ти­ка вызывания духов породила оживлен­ную публич­ную дискуссию и быстро преврати­лась в массовое увлечение. Глав­ными адеп­тами спиритизма в Рос­сии стали действи­тельный статский советник Александр Аксаков, профес­сор зоологии Петер­бургского университета Николай Вагнер и химик Александр Бутлеров. Именно Аксаков, Вагнер и Бутлеров организовали в Петербурге темати­ческий кружок. Его участники устраивали сеансы и иссле­довали «медиумические явления».

7 историй о русских писателях и привидениях
Столоверчение, гипноз, видения и русская литература XIX века

Спиритизмом увлекался и высший свет, включая царскую семью, также он был очень популярен в литературных кругах, прежде всего московских. Вплоть до октября 1917 года публичные и домаш­ние спирити­чес­кие сеансы проводи­лись по всей стране, выходили специальные журналы. В 1918 году вышел последний номер «Ребуса» — старей­шего в России литературного, обществен­ного и популярно-научного журнала по вопросам спиритуализма, психизма и медиумизма.

Репринт передовицы журнала «Ребус», № 1 от 4 января 1887 года Издательство «Альфарет»

Культурной и общественной жизни этого периода посвящена выставка «Мы храним наши белые сны» в Музее современного искусства «Гараж»: ее кураторы собрали работы, рассказывающие о жизни, твор­честве и личной трагедии людей, чьи авторские поиски были тесно связаны с мис­тическими практиками, «сверхчув­ствен­­ным» познанием мира, тайным знанием, закры­тыми сообществами, а к середине XX века — исходом на советский Восток в поисках истины и лучшей доли. Сейчас музей временно закрыт: увидеть материалы и пройтись по «Гаражу» в режиме онлайн можно благодаря спецпроекту «Самоизо­ля­­ция». 

1. Убедитесь, что погода хорошая. Основополож­­ник французского спиритиз­ма Аллан Кардек полагал, что погода никак не влияет на процесс вызова духов, но к на­чалу XX века его последователи решили, что буря делает явления (или манифес­тации, как их еще называют) более слабыми или вовсе прекращает их. 

2. Дождитесь вечера. Самим духам чаще всего непринципиально, в какое время и при каком освещении с вами общаться. Тем не менее спири­тизмом принято заниматься вечером или ближе к ночи (22:00–22:30 — отличное время для начала сеанса) в полной темноте или полутьме с тусклой лампадой. Так, Московскому спирити­ческому кружку духи напрямую рекомендовали исполь­зовать слабый зеленый или синий свет.

 

Ганс Балушек. Спиритический сеанс зимним вечером в мансарде. Иллюстрация из Leipzig Illustrirte Zeitung от 4 января 1906 года Mary Evans / Diomedia

3. Выберите пространство. Для проведения спиритического сеанса подойдет любое простран­ство — главное, чтобы в нем хвати­ло места для стола. Тот же Аллан Кардек пишет, что форма стола и материал, из кото­рого он сделан, не имеют значения. Поставь­те вокруг стулья — сидеть должны все участ­ники спиритического сеанса, включая меди­ума. Можно собраться в собственном особня­ке (как жившие на Новин­ском бульваре потомки славянофила Алексея Степановича Хомякова), а можно и на работе (как сотруд­ники книжного издательства «Гриф»). 

4. Хорошенько подумайте, прежде чем брать с собой друга. Дело в том, что любые изменения в постоянном составе кружка могут тормозить явления или изменить их характер. Если вы в Мос­­кве и собираетесь на сеанс в Русском спиритуалистическом обществе, вам понадобит­ся получить одоб­рение либо духов-руководителей кружка, либо его участников (важно, чтобы реше­ние было принято единогласно). Но скорее всего, вам просто посоветуют органи­зовать свой собствен­ный кружок или «дождаться приез­да кого-нибудь из профес­сиональных меди­умов, привыкших работать со случай­ным или смешанным составом».

5. Запаситесь временем. Тут никогда не угадаешь. В среднем спиритический сеанс длится от часа до трех, но связь может прерываться, поэтому не исклю­чено, что вы — совсем как Александр Блок — будете сидеть трижды и вернетесь домой в 3 часа ночи.

Медиумы и мистики Серебряного века
Кто и как дружил с миром духов в России начала XX века

6. Запаситесь деньгами, в том случае если вы решили позвать известного медиума. Например, популярный польский медиум Ян Гузик, приезжавший в Москву в 1905 году, попросил гонорар в 1200 рублей. Эти расходы восемнад­цать участников сеанса поделили между собой. Впрочем, можно не звать медиума и обойтись собственными силами, устроив домашний сеанс.

Мужчины узнают у вызванного духа выигрышные номера лотереи. Карикатура из журнала Fliegende Blätter, № 3219. 1907 год Biblioteca Ambrosiana / Diomedia

7. Не берите с собой детей. В сеансах принимают участие мужчины и жен­щины от 20 до 55 лет. Среди участников встречаются люди самых раз­ных профес­сий: представители литературных кружков, молодые ученые и универ­ситетские приват-доценты. Если вы отправляетесь на сеанс в Петербурге, то вполне вероятно, что вы заста­нете «собрание светских дур», «барышню с соблазнительной мордочкой и знаком Изиды на груди», «жирную и сиплую светскую старуху гренадерского роста, которая рассказывала, как „барон в прошлый раз смешил всех, говоря печальным голосом: дух, зачем ты нас покинул?“».

Левитация стола во время спиритического сеанса, проводимого медиумом Евсапией Палладино. Париж, 1898 год Wikimedia Commons

8. Не вызывайте духов в одиночестве. Одному вызывать духов не рекомен­дуется: это считается опасным. В среднем на сеансе, как правило, присут­ствуют 7–10 человек. Если приезжает известный медиум, на сеанс могут прийти несколько десятков человек. 

9. Заранее подготовьте все необходимое. Вам понадобятся: бумага, каранда­ши, а также специальная доска для спиритических сеансов, которая называется уиджа. Ее можно сделать самостоятельно из листа бристольского картона, нанеся по кругу буквы русского алфавита. Кроме того, запаситесь блюдцем со стрелкой из чер­ной бумаги на одном из краев, планшеткой (это дощеч­ка овальной формы на низеньких ножках), белой тканью и музы­каль­ными ин­стру­ментами (подойдет все, включая свистки и колокольчики). Если в сеансе принимает участие медиум, может также понадобиться ширма. 

Норман Роквелл. Фрагмент обложки The Saturday Evening Post от 1 мая 1920 года Norman Rockwell / Wikimedia Commons

10. Подумайте, к какому духу вы хотели бы обратиться. Тут никаких ограничений нет, и вы можете вызвать духа любого человека: родственника, друга, знаменитость. Дата смерти тоже не имеет значения. Если вы регулярно обща­етесь с одним духом, он может стать постоянным участником сеансов. Например, одним из трех духов-руководителей Московского спиритичес­кого кружка был дух философа Артура Шопенга­уэра. В начале XX века он помогал членам общества составлять его устав. Впрочем, может быть, на сеанс к вам придет совершенно незнако­мый дух. Заранее условьтесь, какой знак будет означать конец сеанса. Например, это может быть определенное количество постукиваний по столу.

Три страшные истории о духах

Нечистый дух, ругающийся матом, одержимость джинном и танец смерти улейских девушек

11. Начните сеанс. Можно включить тихую музыку. Положите на стол уиджу, на нее — блюдечко дном вверх. Сядьте за стол. Возь­ми­те лист бумаги и поло­жи­те под планшет­ку. В план­шет­ке есть специальное отверс­тие, вставьте в него карандаш. Создай­те цепь, взявшись за руки с другими участни­ками сеанса.

12. Подождите. Сначала вы заметите, как дви­гается стол. Затем услышите звон колокольчиков, а потом — характерный стук как бы изнутри стола. Представи­тели потустороннего мира могут проявляться по-разному: двигать мебель, стучать, играть на музыкальных инструментах, переме­щать предметы на столе, а также материализовы­ваться. Если на сеансе присутствует сильный медиум, дух может проявлять себя гораздо более выраженно, а иногда даже агрессивно. Так, на сеансах Гузика дух плотника Егорова, убитого во время беспоряд­ков 1905 года, ломал мебель и даже бил участни­ков сеанса, а дух некоего Шварцен­берга швырялся шарманками и играл на мандолине. 

Карикатура Джона Лича на сеанс медиума Дэниела Дангласа Хоума для журнала Punch. 1853 год Publicdomainvectors.org

13. Поговорите с духом. Раз дух смог явиться, скорее всего, он сам спросит, что вам от него нужно. Отвечайте. Если дух вам незнаком, сна­чала узнайте его имя, а затем задавайте вопросы. Говорите с духом уважи­тельно, но избегай­те сухого и повели­тель­ного тона. Если что-то пошло не так, немед­ленно прекра­щайте сеанс и разбегайтесь с криками. 

14. Сфотографируйте его. Да-да, духа вполне можно запечатлеть. Чтобы сде­лать так называ­емую медиумическую фотогра­фию, возьмите коробку, поло­жите в углы четыре пробки из-под фотографи­ческих пластинок, выключите свет и положите сверху фотографическую пластинку чувстви­тельной стороной вверх. Накройте коробку тканью (экраном), поставьте на стол. На по­лу­чивших­ся фотографиях вы сможете увидеть туманную массу, вспышки, фантом­ные формы и даже печальные портреты умерших. 

Материализация духа во время спиритического сеанса, проводимого медиумом Чарльзом Виктором Миллером Mary Evans / Diomedia

 
Посмотрите, как выглядят привидения, в специальном выпуске микрорубрики «Фотография дня»

15. Составьте подробный протокол сеанса. Под ним должны расписаться все участ­ники. Если сеанс получился интерес­ным, можно отправить текст прото­кола в специализированные журналы — например, «Ребус», «Спиритуалист» или «Изиду». 

Источники
  • Блок А. А. Собрание сочинений в девяти томах. 
    Л., 1928.
  • Блок А. А. Дневник Ал. Блока. 
    Л., 1928. 
  • Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. 
    М., 2000.
  • Кардек А. Книга медиумов. 
    СПб., 1904.
  • Менделеев Д. И. Материалы для суждения о спиритизме. 
    СПб, 1876.
  • Петровская Н. И Разбитое зеркало. Проза. Мемуары. Критика. 
    М., 2014. 
  • Раздъяконов В. С., Маклакова А. А. Проект «эзотерического» устава Русского спиритуалистического общества. 
    Studia Religiosa Rossica. 2018.
  • Раздъяконов В. С., Маклакова А. А. Учение и практики спиритического кружка П. А. Чистякова и А. И. Бобровой. 
    Studia Religiosa Rossica. 2018.
  • Весь Петербург на 1913 год: адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. 
    СПб., 1913.
  • На собраниях Русского спиритуалистического общества. 
    Ребус. № 15. 1912.
  • По пути. 
    Ребус. № 14. 1914.
  • Протокол медиумического сеанса в Москве. 
    Ребус. № 10. 1903. 
  • Сеанс в Москве. 
    Ребус. № 11. 1903.
  • Труды Первого Всероссийского съезда спиритуалистов и лиц, интересующихся вопросами психизма и медиумизма, в Москве 20–27 октября 1906 года. 
    М., 1907. 

Комментарии 0

Наверх